Незалежны Рэспубліканскі Саюз Моладзі › Артыкулы › Рэцэнзіі на experty.by: N.R.M. Тры чарапахі Рэцэнзіі на experty.by: N.R.M. Тры чарапахіТры з чатырох экспертаў выставілі максімальныя адзнакі. Такім чынам, з сярэднім балам 9.50, альбом Тры Чарапахі выйшаў на абсалютнае першае месца. 1. Ранiца Первое издание (голубая обложка) вышло в 2000 году на "Bulba Records". Второе издание (красная обложка, дополнительный мультимедийный трек с фотографиями и клипом "Чыстая-сьветлая") было осуществлено группой самостоятельно в 2002 году. Третье издание (голубая обложка, первоначальное содержимое) вышло в 2005 году на "West Records". мнения экспертов Дмитрий Безкоровайный оценка: 10,00 Следует оглянуться на первые три альбома "N.R.M.", чтобы понять, чего не хватало каждому из них до идеальности. "LaLaLaLa" (1995) был скорее черновым эскизом, который сложно воспринимать всерьез (во всяком случае, в контексте того, что было потом). "Одзірыдзідзіна" (1996) был ровным, крепким и интересным, но ему явно не хватало концепции и всенародных гимнов. В свою очередь на альбоме "Пашпарт грамадзяніна "N.R.M."" (1998) были гимны и даже наметки концепции, но мешали провалы по материалу и записи. "Тры чарапахі" и стал тем самым идеальным альбомом, где музыканты наконец смогли все расставить о своим местам. Главный залог успеха этого альбома в материале – в пластинку вошло десять достаточно разных и при этом достаточно равноценных песен. Причем каждая из них, благодаря самому уровню композиций, а также значительному прорыву в области записи и аранжировок (кстати, первый диск "N.R.M.", записанный без Вячеслава Корня в качестве саундпродюсера), на голову выше аналогов из предыдущих дисков. Среди этих песен есть бесспорный народный гимн ("Тры чарапахі") и блестящие хиты ("Чыстая-светлая", "Катуй-ратуй"), обильно приправленные заметно потяжелевшими "бронебойными" номерами ("Бамжы", "Катлет-Матлет"). Заодно музыканты наконец разобрались и с прямолинейными юморесками, которые ушли из песен, превратившись в перемежающие их концептуальные и вместе с тем небанальные аудиозарисовки из белорусской действительности. Интересно было бы выяснить причину такого гигантского рывка. То ли озарение на музыкантов снизошло, то ли они доросли, то ли просто впервые в своей истории серьезно отнеслись к работе над альбомом на всех уровнях. Вряд ли кто-то, включая самих участников коллектива, сейчас ответит на этот вопрос. Но факт остается фактом – этот диск на много порядков мощнее и эмоциональнее, глубже и взрослее, чем все сделанное коллективом до того. И совершенно неудивительно, что он стал не просто "идеальным альбомом группы "N.R.M."", но и одной из лучших пластинок за всю историю современной белорусской музыки. "Experty.by" Сергей Будкин оценка: 10,00 Гэта першы канцэптуальны альбом гурта, бо ранейшыя ўспрымаліся ня болей чым складанкі песень. Тут жа "шуфл" ня ўключыш – кожная песенька ды сцэна выстаўлены ў лягічны шэраг. Пачынаецца ўсё амаль, як у "Dark Side of The Moon", а сканчваецца калыханачкай-разьвітаначкай. Праўда, дыялёгі між песьнямі надакучваюць па трэцяму праслухоўваньню, хоць некаторыя (як "Хрусьць і папалам") ня могуць не выклікаць усьмешку і па 40-му. Дзіва толькі чаму беларускія эмігранты на "N.R.M." не пакрыўдзіліся за досьціп №7? Іронія ды чорны гумар, калямбуры з парадоксамі, гульня словаў і чысты зьдзек зь сябе і людзей – як гэтага не ставала ў ранейшых альбомах белроку! Гэта першы альбом гэтай каманды з такім насычаным гукам. Цяпер мы слухаем ня толькі Тэксты, але і Музыку. Піт тут грае ўжо не ў групе суправаджэньня Лявона, а выяўляецца як самадастатковая асоба – стаўка на гітару ў "Чарапахах" яўная. Кожны інструмэнт растаўляе па-свойму акцэнты ў кожнай песьні, а часам гітара ці рытм-сэкцыя разьвіваюць тэму твору ці дапаўняюць яе. Яскрава, арганічна і зладжана гучыць усё асабліва ў "Мэнтальнасьці" і "Катуй-ратуй". Гэта той выпадак, калі кажуць, што музыка забірае. Гук гэтага альбому і ёсьць ісьцінным гукам "N.R.M." У пэўнай ступені "Тры чарапахі" – гэта пакуль іх вяршыня – як на ўзроўні музыкі, так і канцэпту. І яшчэ яны зрабілі галоўнае – напісалі "неадчэпную" песьню, зь якой да скону свайго будуць асацыявацца. Першую беларускамоўную песьню пасьля песьняроўскіх "Александрыны" зь "Ясем", якую будуць зь вялікім імпэтам будуць развучваць цікаўныя па-за межамі краіны. Праўда - "хэй, ла-ла-ла" даволі міла гучыць з украінскім, польскім, нямецкім, ангельскім, расейскім і літоўскім акцэнтам. "Experty.by" Олег Климов оценка: 10,00 Десять музыкальных и десять литературно-художественных треков в новом альбоме примы белорусского рока группы "N.R.M." Один день жителя Независимой Республики Грез, местного "Ивана Денисовича", прожитый за него и вместе с ним участниками команды. Просыпается наш герой, как и положено, вместе со звуковыми сигналами часов и новостями из радиоточки. "My Zyviem Nia Kiepska", бодренькое интро о том, как цветет и благоухает родной край. Экстремальная полька. Завтрак в обществе чистых тарелок заканчивается закономерной сытой отрыжкой. "Bamzy". Я еще "Metallica" с "N.R.M." не сравнивал? И не буду. Импровиз "Mahilny": нервный женский голос скороговоркой кричит что-то в мобилу-могилу, так и не понял о чем. "Dzied Maroz", отдыхаем в транспорте с пенсионерами, толкующими о "холодной войне", держи меня, будь со мной... Смешное письмо в редакцию, в котором критично-доступно-искренне-ироничным тоном пересказываются вехи становления белорусской государственности. Коридоры кончаются фразой "chrusc i papalam". "Mientalnasc" кодой: земелька, моя дорогая, ревом за нее, ментальность свою, постоим. "Katlet-Matlet", Стинг и Нами просто-таки дрочат. "N.R.M." с "Metallica" я пока не сравнивал. Кривошеев в роли базарного кавказского торговца... "Cystaja-Svietlaja". Перед "Try Carapachi" (главный хит сезона у фэнов "N.R.M.") прошла "Naladka Barabanau". Безусловно лучший треп на альбоме – "Cielepaty" (от слова "телепаться"), когда под звуки разливаемого и выпиваемого идет поиск человека по имени Гена. Чел находится. А дальше – песня года – "Katuj-Ratuj": в чем-то пересекается с "Паветраным шарам", предыдущей композицией всех времен и народов Беларуси, и по тексту, и по аранжировке: относительно спокойный куплет и срыв в припеве плюс ярчайшая мелодическая линия. Парни, СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! А если бы еще начали с "О'К, тут усе О'К"... "Dastala", про "Korn" давно ничего не писал. После такого энергетического всплеска на самом деле телу и разуму пора отбиваться: "Spac, spac"... Финал красив и оптимистичен, когда в воплощение наяву всего того, о чем мечтаешь, уже не особо веришь, и остается только придумать себе жизнь. И смерть, само собой... День прошел как не было, не поговорили... Пили, балагурили... Жизнь прошла как не было, не поговорили... Гениальный альбом. А по большому счету, "Чарапах" я ставлю в один ряд с "Танцамi на даху" "Ulis": за всю историю белорусского рока – это два его самых великих альбома. Наконец коллектив прозвучал на записи так, как он звучит на самом деле "живьем": сочно, животрепещуще, вечно, жесточайше-мелодично. Низкий поклон отцу X-Noise Factory Геннадию Сыроквашу: звук современен, отвечает сегодняшнему дню – и альтернативщики не смогут упрекнуть группу в продажности, и предпочитающие хардованный MTV’шный саунд тоже останутся довольны. То есть альбом вышел с одной стороны реально коммерческим, с другой – музыканты ни на йоту не изменили своим художественным и жизненным принципам. Удался и эксперимент именно с таким построением пластинки. В своих "Ворсинках и катышках" лидер "Нейро Дюбеля" Александр Куллинкович едва ли не впервые на Беларуси разбавил рок-альбом литературной частью: собственными стихами ("Народны альбом" – это был все-таки проект, записанный разными исполнителями). Ни одной проходной вещи в контексте всего альбома мы от "N.R.M." не услышали. Будь работа составлена исключительно из песен, в ней можно было бы отыскать композицию, чуть проигрывающую своим соседям, но текстовые связки нивелируют вот эту якобы "лучшесть-хужесть". ...Вот и прошли пятьдесят минут, часы бьют "отбой" (или снова "подъем"?), а снег так и не выпал... "Музыкальная газета", октябрь 2000 Дмитрий Подберезский оценка: 8,00 Такое ўражаньне, што падчас працы над гэтым дыскам пэрыяд сасьпяваньня праэкту пад назовам "N.R.M." скончыўся. А таму мы маем на выйсьці гатовы прадукт, які на час выданьня альбому сьведчыць пра ўсе патэнцыялы ды хібы калектыву, ягоныя магчымасьці ды творчыя амбіцыі-ськіраванасьці. Магу адразу сказаць: нават баяўся слухаць за даўніною гэты дыск быў, баяўся расчаравацца. Але дарма: ён і цяпер уяўляецца мне, бадай, першым у даробку калектыву, які я праслухаў з задавальненьнем і амаль без істотных прэтэнзіяў, намеціўшы нават колькі ягоных трэкаў для пераносу на прыдатныя для любой мабільнай сытуацыі носьбіты. У першую чаргу гэта "Мы жывем нядрэнна", дастаткова тонка вырашаная песьня "Дзед Мароз", разважлівая "Прыдумай сабе", пранізьлівая "Чыстая-сьветлая", проста хітовая загалоўная "Тры чарапахі". То бок як для аднаго альбому — патэнцыйных шлягераў аж з галавой! Такое ўражаньне, што на той час музыкаў аж пёрла ад імпэту, ад творчае гарачкі, ад жаданьня выказацца. І калі той запал насамрэч існуе, але ня быў інсінуяваны нейкімі пабочнымі, прыдуманымі матывамі, на выйсьці мы атрымліваем сапраўды годны ўвагі і адначасова — дыскусій прадукт. Жорстка і дакладна адпрацаваныя рыфы, эмацыйны музычны, вакальны напор зараджаюць, бадай, слухача ў кожнай зь песень альбому. Атрымалася нешта накшталт зборніку "бэст", што ў сусьветнай практыцы здараецца вельмі рэдка. Тут жа было такое ўражаньне, што музыкі расхінулі душу, каб задаволіць патрэбы слухачоў нават бяз разьліку на тое, што ж яны здолеюць выдаць потым. Адно што пашкодзіла ўтульнаму ўспрыманьню цэлага — гэта ня зусім дасьціпныя, прадуманыя "пракладкі" паміж музычных трэкаў. Ад гэтага канцэптуальнасьць альбому (калі гэтая задача наогул стаяла перад групай) зрабілася дастаткова хісткай:далёка ня ўсе жарцікі-зьвязкі працуюць на агульную ідэю. Тым ня менш альбом даў жыцьця многім песьням, безь якіх уявіць цяперашні дзень беларускай рок-сцэны бадай што немагчыма. "Experty.by" |
© 2005–2009 НРсМ. Рухавік, падтрымка: Slaver. Дызайн Rohač. |