Незалежны Рэспубліканскі Саюз Моладзі › Артыкулы › Поэт и гражданин Поэт и гражданинИспуганный гневными телефонными звонками и уничтожающими письмами, в которых некоторые читатели «Музыкальной газеты» обещали меня «сволочь и гада» подкараулить темным вечером в подъезде и отвернуть мою голову за то, что, по их мнению, систематически издеваюсь над самой распрекрасной белорусской группой Н.Р.М., я обратился к лидеру этой команды Лявону Вольскому с криком о помощи: «Лявон, выручай, пусть люди узнают, что на самом деле мы с тобой никогда не ссорились, что я не ношу за пазухой булыжник против вас и вообще неоднократно вместе с тобой нарушал режим! Дай развернутое интервью газете, умоляю!». И Вольский дал. Ты с какого года рождения? Это обязательный вопрос?.. Я обычно не афиширую свой возраст, мои года могут вызвать шок у юных поклонников группы, но для вашей газеты я сделаю исключение с 65-го. Нет ощущения того, что время уходит? Ты знаешь, как-то нет сейчас такого чувства. Меня больше волновала эта ситуация в году так 93-м, когда в группе шли постоянные смены гитаристов и я думал: ну сколько это будет продолжаться? На что я трачу время вместо того, чтобы заниматься музыкой? А сегодня… сегодня все нормально… Нет, я не теряю время, нет ощущения, что что-то не сделано и уже это не сделаешь. Все можно успеть. Дело в том, что я как человек творческий сформировался поздно. Если выбрать точку отсчета, то, наверное, это будет школа, начало 80-х, группа МРОЯ, где я всегда был членом коллектива. Может, в других ипостасях я формировался как индивидуум в прозе, поэзии, но как музыкант я всегда считал себя одним из команды. Это сейчас каждого из нас можно рассматривать как отдельную творческую личность. А тогда я не думал, что музыка является для меня в жизни главным. Кем ты хотел стать? Художником, чтобы писать время от времени картины. У меня даже была одна выставка. Но я человек малоамбициозный, я никогда не был членом никаких союзов, считал, что это конформизм быть членом какого-то общественного объединения. Я и сейчас такой. А как же круг людей, которым бы было интересно твое творчество как художника? Понимаешь, для того чтобы стать, к примеру, хорошим станковым художником, нужно было заниматься, заниматься регулярно… Ты специализировался на станковой живописи? Не только. Графика, гуашь, я комиксы рисовал, способный, как говорят, карикатурист. Но мастерской у меня не было, а раз так, то тогда и писал бы я все больше и больше периодически. По-серьезному не получилось бы. Так и легла карта стать музыкантом, я сам ничего не выбирал. Белорусский рок-музыкант номер один человек финансово обеспеченный? Раньше показателем благосостояния служил факт наличия у гражданина собственной машины… Во-первых, не надо меня называть рок-музыкантом номер один. Музыкантом года в Беларуси журналисты назвали Пита Павлова. А вообще все это несерьезно… Машина… папа мне решил отдать свою машину, но у меня прав нет. Мы уже долгое время собираемся всей командой пойти на учебу и сдать на права. Может быть, летом, в мертвый сезон, так и сделаем. Помимо музыки, у нас время отбирают и курсы польского языка, у одного из нас курсы французского языка, жена нашего басиста недавно дочку родила, с чем я его еще раз поздравляю (Юра! Журналисты «МГ» присоединяются к поздравлениям!!! О’К)… Короче говоря, все мы можем позволить купить себе машины. Что означает, что группа Н.Р.М. хорошо зарабатывает себе на жизнь концертами… Да не очень хорошо, но и прибедняться глупо. Не было такой ситуации, чтобы мы голодали и не было чем кормить детей. Такое «благополучие по-белорусски» достигается поточными концертами… У нас нет такого… …Но в нынешних условиях белорусская группа, выступающая пару раз в неделю, считается, работает очень активно… По сравнению с другими командами мы, в общем-то, много выступаем, но много приходится и отказываться. От бесплатных акций, например. Мы раньше много участвовали в таких мероприятиях, и в конце концов организаторы концертов уже начали удивляться, когда мы вдруг стали им отказывать в выступлениях «за пиво». На самом деле это порочная практика. Если организаторы находят деньги на аренду помещения, аппаратуры, на пьянку после концерта, то, значит, они в состоянии заплатить и музыкантам, верно? И сейчас мы играем бесплатно в самых крайних случаях, если уж нам сильно нравится акция, идея, под которой она проводится. Сколько вы сегодня стоите? …Мы понимаем, что страна находится в тяжелой ситуации, народ еле-еле сводит концы с концами… Со временем будем подымать планку, а сейчас… в районе 300… УЕ… Потом, видишь ли, мы приезжаем в город, а концерта нет. Как это было недавно в Бресте… Наши ребята решили, что отмена концерта вызвана аварийной ситуацией в Брестской крепости… В Гродно вместо шестнадцати песен сыграли шесть. Народу много собралось, были местные группы, которые более «экстремистские», чем мы. DEVIATION мне понравились, что-то есть в этой группе, не знаю точно что, но напор в них есть. Они сыграли, следом мы шесть песен, и во всем квартале потух свет. На ваших концертах часто такое случается, я заметил… Есть такие команды когда они играют, то все вдруг ломается. У нас еще в МРОЕ был престижный концерт, когда мы стали победителями фестиваля «Тры колеры» и играли в Уручье в одном концерте с ДДТ, так все буквально развалилось на сцене… Что тебе известно о ситуации с оплатой белорусскими группами неких лицензий на право выступления? Мне самому это все интересно узнать! Если это есть на самом деле, то такой дикости я уже давно не встречал. Дальше наступит время аттестации команд и литования их песен, как это было в 80-х годах. Я могу посоветовать всем белорусским рок-музыкантам не поддаваться на эту провокацию. Отступим сегодня проиграем завтра. Я понимаю, что то, о чем мы с тобой говорим, российскими читателями «МГ» воспринимается на уровне бреда… Так литуются сейчас твои песни или нет? Кем? Десять лет, как уже этого нет. Все можно вернуть, создать при Министерстве культуры комиссию… …ну и кто захочет, пусть туда и пойдет! Но если ты примешь их правила игры, то будь готов и к таким разговорам: «Ты упал на сцене, валялся, а это несовместимо с внешним обликом нашего музыканта». Я помню все это… Если кто-то пожелает отменить концерт, он тебе его отменит, решит не залитовать не залитует. Тебе запрещали в последнее время концерты? В Бресте, я же говорил… Ты сказал о том, что музыканты вашей группы изучают польский язык. Это связано с вашими поездками с концертами в Польшу?.. Да. Но это не означает, что мы собираемся готовить программу на польском. Там бывают такие неформальные встречи, интеллектуальные тусовки, а мы… в качестве общения… в лучшем случае можем выпить вместе с людьми, которые их организовывают. Я слышал от некоторых белорусских музыкантов, что… не особо в Польше Н.Р.М. публика принимает… Про «Басовiшча» разговор? Нужно понимать, что это особый фестиваль, таким он стал в последнее время… Да и не сказал бы я, что мы уж так и «не катим». Ажиотаж мы не вызвали? А почему мы должны были его вызвать? В Варшаве было по-другому, получше, да. В Польше не очень любят белорусский рок, понятно… Нет, ты пойми, что «Басовiшча» организует местная белорусская тусовка, которая рассылает приглашения белорусским группам. Но каждый раз в фестивале принимает участие польская команда первого эшелона, и конкретно поляки съезжаются, чтобы послушать именно ее. А на английском языке не хочется песню записать, ради стеба хотя бы? Мы давно думали над этим, но тогда уж на немецком. И причем нашу, хорошо известную песню… Дико бы было, жестко, да?! Некоторые белорусские группы выступают в европейских клубах, зарабатывают трохi… -…Нет, таких планов не было… Понимаешь… ты про Польшу заговорил… Если там и есть такое настороженное отношение к белорусским командам, то оно характерно для центральной части Польши, для западных областей, которые рассматривают белорусские группы, как представителей тоталитарной страны. Отсюда, быть может, и отношение к нам такое. В России не хотелось бы попробовать помериться силами с местными командами? Да там все расписано… ВВ? Так они по существу и не уходили из России, а теперь еще с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ дружат. А мы там вообще не играли, ни разу, не знаю почему. Хотя знакомых русских команд просто море. Встречались здесь у нас на фестивалях, общались… Да, есть эффект ЛЯПИСА, но он скорее является исключением из правил. Они практически с одновременной раскруткой в Беларуси начали раскручиваться в России, сначала забросив туда кассету, потом альбом записали и стали там популярными. А в Беларуси ЛЯПИС всегда был как-то в стороне, тT-™ Кто ведает административной работой в группе? У нас наконец-то появился человек, который в спайке с Питом этим занимается, а с 94 года, с момента образования Н.Р.М., все как-то спонтанно проистекало. Вы хоть раз с туром объезжали Беларусь? Нет. Есть разовые выезды, а такого, чтобы это был действительно тур со всеми его атрибутами нет, не было. Хочется организовать тур, и планы наполеоновские у нас есть, довольно близкие планы, дай Бог, чтобы все получилось. Но пока анонсировать я ничего не хочу. Кого взяли бы себе на разогрев? Ты знаешь, в каждом городе есть интересные команды, которые редко появляются в Минске в силу финансовых проблем. В Витебске, где мы недавно были, это АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ, LOOK OUT, вполне приличные музыканты. На «Рок-коронации» «много» было таких групп… Мы решили теперь, когда разговор заходит про «Рок-коронацию», во всех интервью говорить, что все было классно: аппарат супер, звук лучше не надо, свет замечательный, оформление сцены на уровне, публика всем такую пожелать, распределение призов наисправедливейшее. Собачиться надоело, ага… Пятый год, сколько ж можно, ты что?! Я прочитал статью одного журналиста (тоже тебе не скажу кого, раз ты мне не назвал музыканта, заявившего, что нас в Польше «не принимают»), в которой он пишет: понятно, почему Касе Камоцкой вручила приз газета «Наша Нiва» Кася ведь пишет песни на стихи авторов этой газеты. Ну куда уж дальше-то! Абсурд полный, ну как это еще воспринимать?! «Разбросанность» вашего гитариста Пита Павлова, помимо Н.Р.М. подыгрывающего Алексею Шедько, работающего с КРЫВI, не вредит основному делу вашей группе? Он всем говорит, что Н.Р.М. это его родная команда. Но я не скажу, что КРЫВI для него проект сессионный. Ему интересно в нем работать, есть для этого время ради Бога! Про Шедько ничего не скажу, не знаю… Понимаешь, как ни странно, у нас еще не было такого, чтобы совпало время выступления Н.Р.М. в одном месте со временем концерта в месте другом проекта, в котором Пит занят. Уж больно разную музыку играет Павлов во всех этих проектах: с Шедько это больше лирика; с КРЫВI фолк, иногда чуть ли не хэви-фолк; в родной группе рок, жесткий рок… Ему все, наверное, хочется попробовать. Может, у него сейчас период творческих исканий… Раньше он вообще не мог играть на акустической гитаре (брависсимо, Пит!!! О’К), ну не то чтобы не умел… Ты ведь журналистом был… У меня есть близкий приятель, журналист Виталий Семашко, который давным-давно раскручивал МРОЮ на радиостанции «Белорусская молодежная», и он мне предложил поучаствовать в создании программы, выдержанной в авангардистской эстетике, «Квадратура кола» она, по-моему, называлась. Начинал я с проблем художника, а последние передачи носили вообще мистификационный характер, где постоянно действовали подставные, вымышленные приглашенные гости. Было много юмора абсурда, черного юмора. Я говорил там таким ленивым голосом, а ля Смоктуновский, имидж мне сообща ставили Семашко, Кася… Потом я перенес эту программу на «Студию БМ» 8-го телевизионного канала, рассказывал всякие дикие истории про человека-холодильник. Пит у меня снялся в роли бывшего десантника и тренера каратэ, открывшего центр оздоровления, куда приходят утомленные бизнесмены, мазохистски настроенные, а он их там метелит. Наклеили ему лысину, усы… Никто не хотел аналогов проводить, а посмотрели точно, ну вылитый!.. Но все постоянно закрывалось: «Белорусскую молодежную» Кебич закрыл, телепередачу прикрыли, потому что выборы президента приближались, на «Радио 101,2» закрылась моя программа. …и есть… Я на Белостокчине часто бываю, и однажды редактор двух местных региональных газет мне предложил: давай пиши что-нибудь. Написал. Такого аналитического склада материалы, иронические наблюдения. Мне вот интересно: передачи ты делал абсурдистского толка, а песни-то твои ведь никаким образом нельзя назвать «творчеством абсурда»… А кто его знает, что там дальше будет? На данный момент я все равно не делаю того, что мне не нравится. Мне может разонравиться песня через год, через два, но на момент ее написания я же этого не знаю. И мы уж точно не идем на поводу у слушателя, как ты это написал. Мяч в воротах, гол. Что скажешь по поводу своей прозы и стихов? Серьезно я этим не занимаюсь, так, как, например, занимается Адам Глобус. Но тем не менее я пишу прозу, эпизодически, когда есть время, правда, года четыре последних не писал. Не скажу, что получается роман, но что-то такое грезится… многостраничное, художественное произведение. И стихи я не сочинял с 93 до 98 года, а потом написал на целый сборник, который совсем скоро издаст Юрий Цыбин, фирма «Ковчег». Это не песни, а именно стихи. Роман будешь издавать? А зачем тогда его писать. Тем более я чувствую, что выходит не совсем бездарно. В связи с этим кто тебе близок из поэтов, прозаиков? Всегда, когда задают схожие вопросы… …Заметь, я не спрашиваю про твоих любимых авторов… Правильно. Ремарка принимается, любимого назвать невозможно, мне становится забавно, когда я читаю или слышу, что человек отвечает: «Мой любимый роман „Мастер и Маргарита“. С ним ничто не сравнится». Это означает, что человек просто мало читал. Не может быть одного, постоянно что-то появляется новое, интересное. Я в последнее время мало читаю, но иногда читаю… то, что дарят (сейчас я больше с компьютером занимаюсь, так Интернет затягивает, когда есть возможность в нем покопаться!). В разъездах же не будешь серьезную книгу читать, правильно? Пит все время читает какие-то дикие детективы в поезде, в гостинице, мы смеемся, а он: «Нет, я сейчас вам Книгу буду читать…»… Милан Кундера мне интересен. А что тебя цепляет в книге: сюжет, манера письма?.. Как мыслит писатель, подача, построение написанного… Я не могу тебе сказать конкретно, что мне нравится то-то и то-то, отдельный описанный случай или глобальная тема. Мне Хармс нравится, мне нравится Мрожек. Я сам как-то занимался любительской драматургией: в 91 или 92 году я написал пьесу в духе «театра парадоксов», не зная никого из классиков жанра, а потом, когда я прочитал кого-то из них, то увидел, что попал в тему. Барабанщик наш тогда еще был женат, и его жена должны была защищать диплом по специальности «режиссер» в театрально-художественном институте. И я предложил ей свою пьесу, в которой мы и играли, профессиональный артист (учащийся этого заведения) во всей постановке был один, он появлялся в начале спектакля, а потом исчезал. Я помню, что лично для меня все как-то тяжело давалось: когда я писал, это было одно, а теперь надо было еще сыграть написанное, а характер какой-то не слишком яркий вышел, пришлось помучаться. Короче, диплом был защищен на четыре бала. Потом еще одну пьесу написал, и на этом все и закончилось Ты воспитывался в семье, которая олицетворяет и будет олицетворять все, что связано со словом «Беларусь». Тебя как-то по-особенному воспитывали в детстве, вот с этим пониманием того, что твоя семья особенная? Да… по-разному. Был и двор, многонациональный двор, жили в нем люди, приехавшие в Минск из деревень, рабочие какие-то, таксисты. Игры во дворе, компании… Я рос… умненьким ребенком, да… Но такого не было, чтобы мне напоминали: думай, кто твои родители. Говорили, что это можно, это нельзя так же, как у всех. Проблемы «отцы-дети» у нас в семье не было, это точно. Что меня не понимают нет, не было. А ты ассоциировал свою жизнь больше с Советским Союзом или с Беларусью? С Беларусью. Но у нас тогда и в республике на уровне правительства наблюдался такой как бы местечковый патриотизм. Конечно же, я чувствовал, что живу и в Союзе, но Беларусь это было главное. Я ведь кроме нее нигде почти не был, в Москве как-то один раз, в глубоком детстве, в Вильнюсе, а так… все больше по телевизору. Потом уже, когда стал играть, пил вино с грузинскими музыкантами, в армии казахи вместе со мной служили, но представить себя частью огромной страны как-то сложно мне было. Я ощущал себя не гражданином Советского Союза, а белорусом. А подиссидентствовать пришлось? …Наверное, было что-то такое. Но не связанное с политикой. Это сейчас… А тогда мы просто писали хулиганские, издевательские тексты, правда, их уже потихоньку разрешали исполнять, что не помешало вызвать нашего басиста в КГБ в то время, когда остальные участники МРОI служили в армии: «Что это вы поете, как так можно?». Тем более мы пели песни на белорусском языке, что уже было подозрительно. К тому же мы общались в интеллигентских кругах, Сергей Дубовец, другие, которые активно пропагандировали… национальные идеи. Мы принимали участие в их акциях. Помню, что эти люди искренне удивлялись, глядя на нас: кто это такие, где это выросло?! Помогали нам править ошибки в текстах песен, когда встречались слова, которые как бы вышли из официального употребления. Но мы все равно были сами по себе, варились в своем соку. Ты можешь мне объяснить такую вещь: как люди, сформировавшиеся в Беларуси как личности во времена Союза и не проявлявшие в те годы воткрытую свою антисоветскую, антиимперскую кому как угодно позицию, став после распада СССР гражданами другой страны, смогли очень легко выбрать для себя в качестве врага, противника, неприятеля еще раз как кому угодно Россию? Я все бы понял, будь эти люди преследуемы за свои убеждения при советской власти, а так получается, что не столь кристально чисты их души? На самом деле тут все просто, на мой взгляд. Если о политиках говорить, то на то они и политики, чтобы говорить то, что думают. Не давать им высказываться? Посадить? Потом он выйдет и все начнет по новой… Да, не все люди были диссидентами, но все слушали радио «Свобода», все, ладно, многие понимали, что происходит в Союзе. Для меня никогда дедушка Ленин не был суперчеловеком, все эти пионерские и комсомольские собрания эта же была такая рутина! И внутреннее диссидентство, подпитываемое внешним фактором, переросло в явное. Да, перестройка, да, шанс нам предоставили сверху, как это ни смешно выглядит. И мы им поначалу воспользовались, пребывали в эйфории по поводу того, что империя разрушена, что рухнул «совок». Я скажу крамольную вещь, но, быть может, все обернулось так, как обернулось, оттого, что мы не прошли через кровь Тбилиси и Баку… В нынешней ситуации часть белорусского общества, выступающая против существующей власти, озлоблена и иногда, переполняемая эмоциями, перестает контролировать то, что она публично говорит. Отсюда и подчас резкие высказывания в адрес России, которая заигрывает с этим режимом. Ты тоже позволяешь в отдельных своих песнях «наехать» на «старшего брата». Стыдно-то не станет за слово спетое, когда установится удовлетворяющая тебя власть? Я, как и те люди, о которых я тебе говорил, тоже пребываю в шоковом состоянии, отсюда и нервы, и переполнение эмоциями. Я понимаю, что иногда перебираю. А по поводу власти… Понимаешь, я уверен, что никогда не будет такой власти, которая бы меня «полюбила». И которую полюбил бы лично я. И при Позняке у тебя будут проблемы, приди он к власти?! Конечно! При президенте Позняке рок, на мой взгляд, не будет поощряться. Будет официальный культ духовности и католичества вот что будет. Но получается, что с твоими песнями люди победят, а потом тебя же и гноить начнут… А ты считаешь мои песни политическими? Большую часть из них безусловно. …Не знаю, я не задумываюсь над этим. К тому же не я один пишу тексты. А выходят ли они песнями «политической направленности»… Ну так получается, так думается в данный период существования. Может, появится что-то другое. Для тебя, наверное, не секрет, что, говоря о творчестве Н.Р.М., некоторые считают, что будь в стране все по-твоему, то вам бы не о чем стало петь, уж больно социальны ваши песни… …Посмотрим. Мне кажется, у нас достаточно сильный творческий потенциал, я абсолютно уверен, что мы не будем петь сплошь про «партизанов». В нашем последнем альбоме есть пара песен, которые можно было бы использовать для театральной постановки. Настанет время умереть Н.Р.М. группа умрет, придумаем новый проект, займемся сольными карьерами. МРОЯ умерла тогда, когда в Беларуси создалась, пусть и видимая, но демократия, в которой мы себя не нашли. Тогда поднялась КРАМА, она нашла себя в том времени, зато потеряла себя сегодня. Мне кажется, что с музыкальной точки зрения вы стали чуть однообразней. Причем такой парадокс: выдернешь из альбома песню замечательная песня, а прослушаешь альбом полностью складывается впечатление, что отдельные композиции содраны друг с друга. Песни, вошедшие в альбом «Пашпарт грамадзянiна Н.Р.М.», мы исполняли до того где-то с год, тому же «Паветранаму шару» полтора года. И может, к моменту записи мы подошли с чувством, что надо вот скорее сбросить с себя груз старого, а потом приниматься за новое. «Звездной болезнью» ты болел? Я вот сейчас этого боюсь больше всего, чтобы музыканты группы не возомнили себя звездами (хотя, по-моему, на территории Беларуси трудно назвать кого-либо из музыкантов звездой). Лично я сам не склонен к звездности, но все равно боюсь… боюсь зажраться в это время, когда даже бизнесмены отказались от многого. Ты следишь за тем, что в музыке модно, что не модно? Для нас главное это порыв. Почувствовали, что вот так надо записать песню, записали так. Мы над аранжировками-то не сильно сидим. Во-во-во! Я сколько раз себя ловил на мысли, слушая ваши новые композиции: ах, какая чудная мелодия, что, интересно, дальше будет? А вы взяли и пошли рубить в две гитары… …Ну-у-у… так получается. И не оттого, что, я считаю, мы что-то неправильно сделали, а потому что так хочется. Мы теперь играем так… …а в акустике вы все ж душевнее… Так это совсем другой адреналин! Совсем другое общение с публикой! Но и здесь временами кайф такой бывает, ломовой. В акустике есть своя прелесть… А из электричества ты «Я еду» внимательно послушай, она такая… интересная получилась. «Пашпарт» датирован этим годом, хотя записали вы его в году прошлом. Означает ли это, что в 99-м альбома от вас ждать не стоит? Будет альбом. Возможно, мы запишем его у Сырокваша (Геннадий Сырокваш, директор минской студии «X-Noise Factory». О’К), поэкспериментируем. Половина песен уже готова, надо их успеть не замылить на концертах, а записать, пока они свежие. Мне очень нравится, как у вас выходят дуэты с Касей Камоцкой. Нет в планах записи совместного альбома? Тяжело это было бы устроить. Музыканты Н.Р.М. много помогали Касе в качестве участников группы НОВАЕ НЕБА. В последнее время НОВАЕ НЕБА стала превращаться в полноценную группу, с другим составом, с характерным напряженным звучанием. У них работа, у нас. Есть другие планы записать нечто похожее на «Народны альбом», с большим количеством приглашенных музыкантов. У автора «Альбома» Михала Анемподистова были две идеи на этот счет, но «Альбом» воплотился в жизнь спустя три года с момента, как он задумывался, так что об осуществлении новых идей говорить, видимо, рано. А сольный концерт под гитару тебе не хочется сделать? Творческий вечер с ответами на письма из зала, с читкой стихов провести? Сольного нет. А вот по выходе сборника стихов хотелось бы сделать небольшой перфоманс. Пригласишь?- Уже пригласил. P.S. Убейте меня, но разговаривали мы с Леонидом Вольским на русском языке… © Олег Климов (Музыкальная газета) |
© 2005–2009 НРсМ. Рухавік, падтрымка: Slaver. Дызайн Rohač. |