Незалежны Рэспубліканскі Саюз МоладзіАртыкулы › Белгазета пра Вольнае Паветра

Белгазета пра Вольнае Паветра

Когда на сцене появились Лявон Вольский с Питом Павловым, никто даже не удивился - все вспомнили об еще одной традиции «Паветра»: как правило, весь фестиваль все заговорщицки шепчутся, что «вот-вот приедет Вольский», но Вольский, как правило, приезжает слишком поздно, рождая слухи в стиле «Говорят, в самом конце выступала «Крамбамбуля», практически под утро, но мы уже уехали». Правда, на этот раз речь шла не о «Крамбамбуле» - на сцену взбежал сияющий предвкушением собственного для рождения Войтюшкевич, и вся эта разноцветная команда презентовала программу проекта «Я нарадзіўся тут», в полной версии, не побрезговав даже задорным панковским кавером «Мы выйдзем шчыльнымі радамі».

Гэты тэкст Тацьцяны Заміроўскай узяты з сайту belgazeta.by.

Хоть фолком вой
на «Вольным паветры»

Прошедший в третий раз фестиваль фолк-музыки «Вольнае паветра» окончательно утвердил эстетику «семейного фестиваля», на котором не присутствует ни одного случайного или нежелательного зрителя. Тем не менее, туда может попасть практически любое заинтересованное лицо.

Чтобы попасть на семейный фестиваль, уже во второй раз организуемый Владимиром Шаблинским на своем личном хуторе с пьянящим французским названием Шабли, достаточно было всего лишь получить информацию по «сарафанному радио» либо через узкопрофильные интернет-порталы, после чего зарегистрироваться на не особенно афишируемом сайте фестиваля и получить пароль. С паролем вход на территорию хутора был открыт для всех - и даже охранники, специально поставленные близ ворот, были какими-то дружелюбными, целиком своими, в их облике сквозила душераздирающая родственность.

«Вольнае паветра» впервые заявило о себе в 2006г. в полях под Крупками и после этого - то ли из-за чрезмерного интереса к мероприятию праздношатающейся молодежи Крупок, то ли по причинам, из-за которых в нашей республике в принципе тяжело проводить фестивали, - превратилось в своего рода персональную вечеринку, ничем не отличающуюся от стандартного феста с билетами. Все, кто хотел посетить фестиваль, туда добрались: для машин были организованы стоянки, для людей - палаточные городки и раскидистые шатры, для потенциальных автостопперов - автобусный маршрут. Громоздкие автобусы выплевывали толпы взволнованных девочек и мальчиков с рюкзачками и спальниками в чисто поле, сквозь которое они мчали на вожделенный хутор по непролазной грязи и набухшей от постоянного ливня ржи. Дождь - постоянный спутник фестиваля, почти традиция. Многие зрители обуты в резиновые сапоги, кто-то начал разводить костер - это, разумеется, не возбраняется.

Вообще, на хуторе не возбранялось ничего - кроме разве что проникновения в некую загадочную VIP-избушку, разукрашенную флюоресцентными красками. На сцене оказались шебутные и по-инфантильному яростные «ДетиДетей», в Шаблях воцарилась камерность, граничащая с оголтелой разнузданностью: разгорелись костры, празднично зазвенели алкогольные «ссобойки», которые также не возбранялись. Актриса и певица Аня Хитрик скачет по сцене с задорными фолковыми напевами, в толпе бегает какое-то немыслимое количество маленьких детей. Поскольку «Вольнае паветра» в какой-то мере подразумевает выезд на природу, в глушь, в лес, любители белорусского фолка являлись на фест целыми семьями.

Хутор быстро превратился в модель идеальной фестивальной территории: расширилась территория палаточного городка, где-то разожгли благовония, повеяло восточными ароматами от принесенного кем-то огромного кальяна. Полузнакомые друг с другом зрители играют под дождем во фрисби, с хохотом заваливаясь в мокрую луговую траву и периодически запуская «тарелочку» в височек какому-нибудь случайному наблюдателю.

Особый интерес среди поклонников белорусского фолка вызывала подозрительная трезвость Дмитрия Войтюшкевича. Не то чтобы мэтр городского шансона был уличен в чрезмерной склонности к спиртному, просто год назад он стал главной фестивальной легендой, явившись на сцену в невменяемом состоянии и наотрез отказавшись ее покидать, а затем устроив, в принципе, неплохой, почти мамоновского уровня, перформанс. Ведущий Виктор Шалкевич тогда даже отважился на аукцион - «Br50 тыс. тому, кто выгонит Дмитрия со сцены!»

Впрочем, трезвый Войтюшкевич не менее навязчиво не желал покидать сцену, выдав, кажется, несколько десятков песен во всех возможных музыкальных стилях - от этно-панка до арт-кабаре и в финале поздравив зрителей с собственным днем рождения, который вот-вот должен был наступить. Слегка уставшие от обильности Войтюшкевича («Какой-то он, когда трезвый, немного скучноватый»), зрители насладились курдским фолком от Масуда Талибани, которого Шалкевич обидел целых два раза: вначале случайно назвав певца «Махмудом», а потом поинтересовавшись, не имеет ли он какого-нибудь отношения к Талибану.

Фестиваль продемонстрировал и новые имена - в частности, этно-джазовую формацию NHS, сочетающую почти академический джазовый вокал с задорным фолк-фьюжном. Хватало и классики: прямиком с «Басовища» приехал неожиданно помолодевший Иван Иванович Кирчук, вместе со своей шаманской «Троицей» представивший программу своего последнего диска «Сон-трава», отыграл свои хиты позитивный и развеселый «Палац».

Когда на сцене появились Лявон Вольский с Питом Павловым, никто даже не удивился - все вспомнили об еще одной традиции «Паветра»: как правило, весь фестиваль все заговорщицки шепчутся, что «вот-вот приедет Вольский», но Вольский, как правило, приезжает слишком поздно, рождая слухи в стиле «Говорят, в самом конце выступала «Крамбамбуля», практически под утро, но мы уже уехали». Правда, на этот раз речь шла не о «Крамбамбуле» - на сцену взбежал сияющий предвкушением собственного для рождения Войтюшкевич, и вся эта разноцветная команда презентовала программу проекта «Я нарадзіўся тут», в полной версии, не побрезговав даже задорным панковским кавером «Мы выйдзем шчыльнымі радамі».

Ливень между тем усилился. «Ну что, сейчас споем «Магутны Божа» - и по домам», - утешает какой-то зритель свою промокшую насквозь подругу. После финального «Полонеза» Огиньского большинство зрителей переместилось в палатки. Говорят, кстати, в самом конце выступили «Нагуаль», практически под утро. Но мы уже уехали.

Апублікавана 30.07.2008 by  Андрэй.